Не часто можно встретить человека, для которого одиночество предпочтительнее, чем контакты с ровесниками. Люди, стремящиеся к одиночеству, так реагируют на постоянную опеку, закрывая для всех свои двери.
Стремление к приватности слишком сильно, и с этим нужно считаться. Но стремление к общению несравнимо со стремлением к одиночеству.
Что произошло бы с малышом, если бы он в детстве попал на необитаемый остров? Пусть не в буквальном смысле, но при этом при нем была бы пища, жилище, элементарный уход за ним, но не доставало бы родительского тепла, эмоционально насыщенной жизни, когда появляется потребность в другом человеке.
Достаточно известны случаи «робинзонад», когда ребенок рос в окружении животных ( Р.Киплинг, сказка о Маугли). Выросшие среди животного мира дети были развиты физически, различали запахи, отлично ориентировались в темноте, передвигались на четвереньках. Однако такие дети так и не смогли овладеть речью, несмотря на многолетние специальные занятия, не смогли осознать себя и свое место в жизни.
Ежеминутные контакты в младенчестве значат для будущего в такой же степени, что и стопки книг, прочитанные в позднем возрасте.
Малыши до какого-то момента пассивны, воспринимают, впитывают, отражают информацию, слабо идут на контакт с ровесниками, взрослыми, но в подсознании появляется ответная заинтересованность.
Взаимоотношения в семье влияют на будущее ребенка: он может быть общительным или замкнутым, доверчивым или скрытным, неискренним. Первичной, исходной формой активности человека является общение. В процессе роста ребенок осваивает различные виды деятельности, но при этом коммуникативная развивается с опережением остальных.
Во время общения ребенок узнает мир, в котором живут его родные, приобщается к их ценностям. В процессе общения появляется попытка проникнуть в мир взрослых: ребенок подражает, сливается, отождествляется с каждым взрослым, сопоставляет и сравнивает себя с окружающими. Эти шаги готовят его к следующей фазе, предполагающей понимание своего индивидуального «я».
Общение всегда значимо для человека, а подражание кому-то идет на протяжении всей жизни. Подрастая, ребенок больше тянется к друзьям, а взрослые постепенно уходят на второй план. Дети уже в три года способны поделиться своей радостью, а ее они щедры и угощают своих близким чем-нибудь вкусным. А вот взрослые не всегда могут поделиться своей радостью или разделить ее с кем-то. По-видимому, когда они были детьми, не нашлось рядом человека, способного научить бескорыстному, доброму отношению к окружающему миру, а потом не появился близкий друг, который указал бы на этот недостаток.
Чем нас привлекают или отталкивают люди? Для одних имеет значение собеседник, для других – единомышленник, для третьих – свое отражение. Одни общаются, потому что их связывает общее дело, другие – просто обмениваются взглядами.
А бывает так: люди общаются, но это общение вызывает недоумение у окружающих. «Что же их связывает?» - спрашивают окружающие, пожимают плечами, а эти двое просто необходимы друг другу.
Рефлексия – очень важное личностное свойство, возникающее в процессе общения.
Рефлексия – это наблюдение за самим собой, умение заглянуть в себя, посмотреть назад и дать оценку своим действиям, поступкам, и уметь исправить что-то.
Конечно же, мы не ежеминутно погружены в самонаблюдение, но и оказываться от рефлексии нельзя. Возвращаясь домой после важной встречи, мы анализируем наши слова, поступки: а правильно ли мы поступили, а те ли слова выбрали и т.д. Есть люди, которые всегда помнят о впечатлении, производимом на окружающих, и постоянно контролируют свои слова и поступки. Это в значительной мере затрудняет общение.
Иногда рефлексивные процессы мешают нам быть непосредственными в общении: кажется, что какое-то око постоянно наблюдает за нами.
А ведь судья и наблюдатель – сам человек, и в то же время хочется как-то снять напряженность. А есть люди, очень уверенные в себе, ведут себя без оглядки, немного вызывающе. О таких говорят, что они простые, и внутренний мир этих людей несложный. У них нет удвоенного или утроенного «я», они не колеблются, не сомневаются, желание все начать сначала отсутствует.
Эти люди всегда хорошо себя чувствуют, их самооценка никогда не падает, но почему-то общаться с такими не хочется. Когда человек изолирован, его образ «я» не может развиваться. Самосознание зарождается только тогда, когда человек находится в социальной среде. С развитием самосознания углубляется и расширяется коммуникативная активность. Какое количество друзей и контактов необходимо человеку? Вопрос неоднозначный.
Человек может быть открытым для людей, событий, впечатлений, и одновременно закрытым, недоступным иногда даже для близких людей. Мы творим свой внутренний мир, оставаясь с собой наедине, скрывшись от постороннего взгляда. Только в тишине и одиночестве можно поразмышлять о любви, предательстве, надеждах и разочарованиях. Но этот уход в себя должен быть недолгим, потому что надо жить.
Когда человек надолго уединяется, погружаясь в размышления, он неправильно воспринимает реальность, не может занять активную жизненную позицию. Ему начинает казаться, что он не нужен никому.
Все мы индивидуальны, также индивидуальны наши контакты. Мы не можем поддерживать дружеские отношения с несколькими десятками людей, а вот поддерживать просто знакомство можем.
Известно, что одни люди очень замкнуты, а другие открыты. Если понаблюдать за необщительными людьми, то можно обнаружить, что они хотят одобрения, участия, но самостоятельно открыть кому-то свою душу они не могут. А когда появляется ситуация сближения, этот внешне угрюмый человек может оказаться верным другом.
Чего же люди ждут от общения? Диалога. А это значит, что хотят быть равноправными с партнером. В этом случае возможно сотрудничество, которое взаимообразно развивает людей.
Встречаются люди, которые не пытаются быть равноправными, потому что для них главное сделать хорошо тем, кто рядом.