Сразу скажу, что ниже написан опыт и размышления над прочитанными книгами обычной матери. Когда ребенок благополучно вышел из возраста, когда главными для меня вопросами были: как и чем кормить? сколько спать? Cлинг или коляска – тут я начала вплотную интересоваться, а что же дальше делать с маленьким человечком. Как с ним общаться, строить отношения, как избежать ошибок и вообще все не испортить. Опыта маловато, не хотелось повторять проколы уже собственных родителей. Ну и решила, как все мамы – у меня все будет по другому (читай – идеально).
И вот проштудировав несколько книг, классику в том числе, поняла, что начинаю тонуть во всевозможных советах на все случаи жизни. А общую целостную картину - как все-таки вести себя с ребенком - в упор не вижу. Может, это только мое видение, но большинство книг по воспитанию детей написаны в стиле «что делать, если ребенок». Тут нужное добавить (орет, не слушает, уроки не делает, команды не исполняет), короче, инструкция по эксплуатации. И не просто инструкция, а что делать, когда уже все сломалось.
Где-то почитала статью английского, кажется, психолога. На первый взгляд мысли там очень необычны, но очень логичны. Суть воспитания в том, что воспитывать-то не надо. Воспитывать – в том смысле, как понимают большинство родителей, т. е. за плохие поступки обязательно наказывать, за хорошие - ага, пряником его. Так вот психологи тщательно все перепроверяли, оказалось, что на дальнейшую судьбу ребенка очень плохо влияет как кнут, так и пряник.
По порядку. Так что плохого в наказаниях? Имею в виду не обязательно ремень, сюда нужно отнести и запрет на сладости, на компьютер, на прогулку. И кстати, отправка ребенка в комнату или угол на «подумать», так часто рекомендуемая вместо шлепков, как более щадящая. Какой урок ребенок вынесет из этих наказаний? В лучшем случае никакой. А в худшем подумает – у меня и так проблемы, двойка в школе, а мои самые близкие люди меня предали. Мне не помогли решить проблему, а просто заставили дополнительно страдать. Нужно быть очень наивным, чтобы всерез полагать, что 8-летка, стоя в углу, будет размышлять, как он плохо поступил, что подрался с братом, глубоко раскаялся и так больше не будет. Ага, щас, нормальный ребенок будет стоять и тихо злиться на вас, на брата и конечно никакого урока не вынесет. Хотя вру - вынесет, что в следующий раз нужно или не попадаться на проступке или лгать или еще что-то, главное, чтобы не попасть под справедливую и наказывающую руку родителя.
Мне кажется, многие из нас слышали ( да и советовали, что уж там), мол, вы с ним построже, а то совсем распустится. Вроде логично, но не работает, совсем. Не, можно конечно надрессировать ребенка, запугать, он и вправду будет шелковый. Но мы то изначально нацеливались на воспитание, а не на дрессировку, помните? Да и про какие теплые и доверительные отношение можно говорить в таком случае? А в долгосрочной перспективе это совсем не метод, 5 летнего ребенка можно в угол поставить, а что делать, когда ему 15 лет будет? Ремень уже поздно, а по другому влиять на чадо не умеем.
А еще, наверное, во взрослой жизни такому человеку будет непросто. Если учить уроки, мыть посуду, быть вежливым – все делалось из-под палки, то когда палки не будет – что делать то «малышу»?
А что с пряником? От сладкого тоже плохо . А если серьезно, то с наказаниями более-менее понятно. Мне поначалу совсем не понравилась мысль, что поощрения, награды, все эти «молодчина», «ты самый-самый» в воспитании ребенка ничем не лучше кнута. Та же дрессировка.
Особенно заметно это в учебе. Мало видели ребят нацеленных на получение оценок, а не знаний? Понятно, что лучше, если в дневнике 5, а не 2, да и вступительные баллы никто не отменял. Плохо только, когда ребенок старается исключительно для пятерки, для приза, для одобрения, для пресловутого «молодчина». Проблема пряника в том, что он часто так и не пробуждает внутреннюю мотивацию.
Наверное и в жизни кроме учебы действует та же закономерность. Если ребенок ведет себя хорошо не потому, чтобы быть хорошим в глазах родителей, а потому, что у него внутренняя потребность так себя вести, можно считать, что мы воспитали хорошего человека. Отлично, если девочка поможет бабушке по хозяйству потому, что та устала, и вообще вдвоем быстрее и нескучно, а не только потому, что обещали мороженное.
А если ваш малыш в песочнице наконец-то! перестал жадничать и таки поделился машинкой с Васей, наверное нужно акцентировать внимание не на том, какой ваш малыш замечательный. Скажите ребенку, что другому мальчику очень приятно, что дали поиграть, вот он даже плакать перестал. По моему, вот эта способность видеть и понимать потребности других людей - важнее, чем вышколенная вежливость «что тёте надо сказать за конфетку? умница».